Исследование контактной прочности

Исследование контактной прочностиАнализ характера поверхностного разрушения зубьев показывает, что у фрезерованных зубьев раковины, обусловленные контактным напряжением, имеют в основном круглую форму, у накатанных зубьев они имеют вытянутую по высоте зубьев форму и меньшую глубину. Такой характер разрушения может быть объяснен расположением волокон по высоте зуба. Интересные результаты были получены при испытании на контактную прочность накатанных и фрезерованных колес с зацеплением Новикова.

Исследование контактной прочности производилось на зубчатых колесах с двумя линиями зацепления с модулем 4 мм и числом зубьев 36 и 46. Накатанные и фрезерованные колеса проходили операцию улучшения по одному и тому же режиму, после термообработки шестерни имели твердость НВ 285, а колеса НВ 255, чистовая обработка зубчатых колес — фрезерование проводилась в одинаковых условиях.

Перед испытаниями проверялось биение по диаметру делительной окружности, ошибка окружного шага, пятно касания и направление винтовой линии.

Все зубчатые пары проходили проверку на пятно касания.

Исследования проводились на машине, имеющей замкнутый силовой контур и гидравлическую схему нагружения. В этой машине одна пара зацепления выполняла функцию редуктора, а другая ускорителя, поэтому зубчатые пары находились в разных условиях.

Результаты испытаний оценивались только по состоянию поверхности зубьев пары, работающей как редуктор.

Испытаниям подвергались накатанные и фрезерованные шестерни, прошедшие улучшение, и шестерни, накатанные без термообработки. Критерием выхода из строя испытуемого редуктора служило наступление одного из следующих видов повреждения зубьев: а) поломки или появление усталостных трещин, б) заедание рабочих поверхностей зубьев, в) прогрессивное усталостное выкрашивание рабочих поверхностей.