Механические свойства накатанных зубьев

Механические свойства накатанных зубьевПредложенный способ соединения венцов со ступицей позволяет вести накатывание зубчатых венцов как прутковым, так и штучным способом. На основе широких научных исследований в настоящее время созданы способы обработки несущих поверхностей зубчатых передач, обеспечивающие в ряде случаев увеличение их эксплуатационных показателей. Большое значение при этом уделяется применению методов термической и химико-термической обработки зубчатых колес, а также развитию прогрессивных способов получения зубьев, к которым в первую очередь следует отнести технологический процесс накатывания зубьев.

Этот процесс обеспечивает улучшение макро — и микроструктуры поверхностных слоев зубьев и тем самым уже создает предпосылки к улучшению их механических свойств.

С целью определения механических свойств зубьев накатанных колес рядом исследователей проводились сравнительные испытания на поверхностный износ, усталостное поверхностное выкрашивание, статический и динамический изгиб, а также усталостный излом.

Испытания на поверхностный износ проводились на колесах с модулями 1,5 и 2,5 мм. Зубчатые колеса, изготовленные накатыванием и фрезерованием, имели одинаковую точность всех параметров, их зубья подвергались одинаковой термической обработке — поверхностной закалке _т. в. ч. до твердости HRC 45-52. Накатанные и фрезерованные колеса устанавливались на стенде, где имитировались условия их работы в производственных условиях. Критерием износостойкости считался износ зуба по толщине.

По техническим условиям гарантийный срок работы зубчатых колес для шахтных электробуров составляет 200 ч, стендовые испытания проводились в течение 1200 ч. В результате было установлено, что при 200 ч работы накатанные и фрезерованные зубья имеют примерно одинаковую величину поверхностного износа, которая составляет около 0,025 мм.