Скорость качения

Скорость каченияПеремещение поверхностных слоев металла на боковых профилях зубьев происходит под действием сил трения. В процессе контакта боковые поверхности зубьев накатника и заготовки одновременно перекатываются и скользят друг по Другу. При постоянной окружной скорости накатника и заготовки скорости скольжения и качения в каждой точке линии зацепления постоянны по величине и при переходе к последующей точке профиля изменяются по закону прямой линии.

Скорость качения имеет наибольшую величину в полюсе зацепления, скорость скольжения в полюсе зацепления равна нулю и увеличивается по линейному закону к концам линии зацепления. В теории зубчатых зацеплений износ боковых поверхностей зубьев передачи оценивается их удельным скольжением.

При накатывании зубчатых профилей показатель удельного скольжения может быть использован для определения поверхностного пластического перемещения металла, возникающего под действием сил трения. Рассмотрим взаимодействие эвольвент накатника и формируемого зуба в точке их контакта на ведомой стороне профиля.

Скорости точки профиля накатника и профиля зубьев колеса в общей точке соответственно равны.

Касательная составляющая скорости для точки; расположенной на ножке зуба колеса.

Величину относительной скорости, являющейся скоростью скольжения между касающимися точками, определим из векторного равенства.

Последнее-равенство при проектировании на общую касательную приводит к равенству.

Рассмотренное соотношение скоростей на профилях зубьев имеет место, если в процессе накатывания отсутствует подача, т. е. обжатие профилей.

Во время накатывания как штучным, так и прутковым способом, подача прекращается только после сформирования зубьев колеса на их полную высоту.

Поэтому при наличии проскальзывания между профилями накатника и заготовки, необходимо учитывать дополнительную скорость скольжения, обусловленную скоростью подачи.