Строения дипломатических служб

В XIII в. в западноевропейской дипломатической практике появляется титул амбасодор, т.е. посредник между двумя суверенами. В книге английского дипломата Э. Сатоу (1843-1929) «Руководство по дипломатической практике» высказывается предположение, что слово «посол» (англ. ambassador, франц. ambassadeur) произошло от понятия, которое ранее означало вассала, приверженца. С XIV в. это слово перешло в различные языки и стало обозначать представителя главы государства. И если говорить о налоговой службе, к примеру, fnss.ru, то здание тоже там довольно-таки красивое!

Развитие дипломатических связей, обмен послами и посольствами совпали с периодом укрепления абсолютизма. Послам вменялось в обязанность оберегать престиж представляемых ими монархов, ибо «всяк посланник государя своего лице образ носит». Неуважение, проявленное к послу, расценивалось как оскорбление направившего его государя (посол — alter ego — второе я).

Постоянные дипломатические миссии на европейском континенте появляются с XIV в. для организации политических отношений между итальянскими городами-государствами. В 1450 г. Милан обменялся посольствами с Мантуей, Неаполем, Флоренцией. В XVI в. Венеция учредила свои постоянные дипломатические представительства в Вене, Париже, Мадриде, Риме. Франция долгое время противилась учреждению в Париже постоянных посольств любых государств. Лишь с XVIII в. вместо дипломатических агентов, резидентов стали назначаться постоянные послы и посланники.

В отношении большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки страны Европы с момента колониальных захватов (XV в.) возобновили нормы римского права о колониях на захваченных территориях. Функции представительства и управления выполняла колониальная администрация во главе с назначаемым метрополией наместником — губернатором. Губернатор размещался вместе со своим аппаратом управления в отдельных дворцовых и крепостных комплексах под защитой военных сил. Крупнейшим из таких комплексов являлся дворец английского губернатора в Дели. Колониально зависимые страны не имели дипломатических представительств в своих метрополиях.

В 1584 г. Елизавета Английская приняла представителя русского государства не во дворце, а в саду. Это вызвало недовольство царя, и королеве пришлось оправдываться, что у нее «огород честной и прохладной» и в нем «нет ни луку, ни чесноку».

Начиная с XV в. столица русского государства переносится в Москву. Система управления великого княжества Московского становится классически монархической без великокняжеских выборов. В конце XV в. к Московскому государству присоединяются обширные территории Новгородской республики. В начале XVI в. происходит присоединение к Москве Псковской республики, а также Смоленского и Рязанского великих княжеств. Таким образом, русское государство возродилось в новой форме великого княжества Московского. Границы княжества ориентировочно простирались от Северного Ледовитого океана до верховьев Западной Двины и Днепра. В течение XVI в. границы были подвижны, особенно южная и западная. На востоке границы постоянно отодвигались, так как здесь Московское государство стало преемником Золотой Орды и подчиняло себе ее северные ханства. Сибирь и Дальний Восток постепенно утрачивали международные связи с Юго-Восточной и Южной Азией и благодаря Москве стали ориентироваться на Европу.

В XV в. Византийская империя прекращает свое существование, на ее территориях постепенно формируется Османская империя. Обширная свита византийского двора приезжает в Москву во главе с Зоей Палеолог, что дает Москве определенные юридические основания провозгласить великое княжество Московское царством и «Третьим Римом». Иван III получает титул царя (цезаря — императора Римской империи). В соответствии с этим Москва для своих нужд начинает возрождать и византийскую дипломатическую систему, как в отношении дипломатического протокола, так и в отношении посольского права. С 1469 по 1518 г. московский двор установил дипломатические контакты разного уровня с 19 государствами Европы и Азии на правах равноправных и взаимовыгодных отношений. С тремя государствами: со Священной Римской империей германской нации (СРИГН), Швецией и Пруссией были установлены дипломатические отношения на уровне посольств.

В XV в. в Риме побывали 11 русских посольств. Главной причиной столь активной дипломатической деятельности явился созыв Вселенского Собора в Ферраре, Флоренции и Риме. Решения Собора носили неоднозначный характер и были встречены враждебно в Москве, где усмотрели в провозглашенной Собором унии покушение на суверенитет русского государства и попытку сделать Московское государство вассалом Рима взамен погибнувшей Византии. По этим причинам глава русской делегации на Соборе греческий митрополит Исидор по прибытии в Москву был заключен под стражу и лишен римских титулов кардинала и папского легата.

В конце XV в. в русском государстве формируется специальное учреждение для ведения дипломатической деятельности — Посольский приказ. Он просуществовал до XVIII в., когда русское государство очередной раз подверглось попытке раздела между весьма могущественным в то время Шведским королевством и крупнейшим государством Восточной Европы Речью Посполитой. Одной из причин этого явилась частичная потеря ориентиров русской дипломатии в новых государственных формах Западной Европы, где к тому времени сформировались национальные государства: Франция, Англия, Испания, Голландия, Швеция. Однако оперативные действия русской дипломатии достаточно быстро привели к успеху в поиске союзников как в Европе, так и на Кавказе и Балканах. В 1695 г. была создана походная посольская канцелярия, деятельность которой позволила активизировать внешнюю политику. Весьма насыщенные дипломатические контакты русского государства со СРИГН в лице Фридриха III привели к почти «вечному» союзу с Германией.

Дипломатическая служба русского государства постепенно меняет ориентиры, переходя от сословно-феодальных интересов к общенациональным, государственным. Посольский приказ имеет специальный, иерархически структурированный штат сотрудников, которые обязаны были выполнять строго определенные должностные инструкции. В Посольском приказе налаживается канцелярский и архивный контроль делопроизводства. Посольский приказ организует всю дипломатическую деятельность от церемониала (протокола) до выработки внешнеполитических решений. Контингент дипломатических чиновников составляли представители среднего или бедного московского и провинциального дворянства. Среди русской элиты того времени из-за тяжелых и опасных условий службы желающих стать дипломатами было немного. В Посольский приказ чиновники, как правило, назначались в соответствии со способностями высшим начальством.

До XVIII в. русское государство имело две постоянные дипломатические миссии в Польше и Швеции. С 1699 по 1706 г. Россия добавляет еще пять постоянных посольств: в европейских государствах: Голландии, Дании, Австрии, Франции, Великобритании и одно в азиатском — Турции. В свою очередь в Москве открываются постоянные представительства этих государств, за исключением Франции. Ходатайства французских королей отклонялись Москвой на протяжении всего XVII в.

К началу XVI в. в дипломатической деятельности появляется титул мандатарио, который сравнительно быстро в XVII в. трансформируется в титул посла, посланника, по- сланника-резидента и дипломатического представителя в зависимости от ранга дипломатического представительства.

Состав посольств России в период XVI-XVII вв. формируется в зависимости от страны назначения и важности посольства и варьируется от 2 до 300 человек.

С момента крещения Руси юридический статус послов и нормы дипломатического этикета опирались прежде всего на христианскую идеологию. В состав посольств неизменно включаются священнослужители, и соответственно посольства обеспечиваются предметами культа, особенно иконами.

Право посольской неприкосновенности опиралось на религиозные нормы поведения. Экстерриториальность посла и его свиты неуклонно соблюдалась всеми сторонами дипломатического процесса. В Западной Европе посольства содержали себя сами, закупая все необходимое на рынках. В России посольства содержались за счет земель, по которым они следовали. Для размещения посольств в Москве в XVI в. существовали особые дворы: крымско-ногайский, польсколитовский и английский. В начале XVII в. на прилегающей к Красной площади территории Китай-города был размещен посольский двор и посольский дом, сохранившийся до настоящего времени. Это английское подворье, где иностранные послы различного уровня временно размещались для проживания. Кроме, того в Москве существовал специальный район для проживания иностранцев — немецкая слобода.

Резиденции посольств назначались на постоянном месте в столице государства, но их расположение зависело от политической ситуации. Например, посольство России (посол Воронцов) в Швеции в XVI в. было неожиданно выслано из Стокгольма в пригород. Это было вызвано государственным переворотом, в результате которого со шведского престола был свергнут и казнен король Эрик XIV «сумасшедший», запланировавший свой побег в Россию.

В начале XVII в. правительство русского государства, где воцарилась династия Романовых, отправило в крупнейшие европейские страны новые посольства с целью известить глав государств о завершении смуты на Руси.

Обязательным условием деятельности посла являлось вручение верительных грамот. Формуляр этих грамот, прежде всего, включал титул отправителя, что являлось основой для идентификации субъекта международного права. Вторым по важности дипломатическим документом были договорные грамоты. Кроме того, существовали «проезжие»,  «опасные» и «указные» грамоты, обеспечивавшие беспрепятственное следование посольства по различным территориям. Особое место в дипломатической деятельности занимали официальные подношения и подарки.

Приезд иностранного посла в страну являлся примечательным событием. В прошлые времена он обставлялся сложным ритуалом, причем в разных странах имелись свои особенности. Общим было стремление проявить такие знаки внимания послу, которые соответствовали бы значимости роли представляемого им монарха в международных делах.

По мере развития международных связей российского государства в ХУ1-ХУП вв. складывался самобытный дипломатический церемониал, в основе которого лежали идеи независимости и равенства России с другими суверенными странами. Оказывая те или иные почести иностранному послу, русские государи заботились и о своем престиже, и о престиже государства.

На границе российского государства иностранного посла встречал пристав, в обязанности которого входили обеспечение безопасности посла, организация его ночлега, питания. Он же регулировал продвижение посла от границы до столицы. По престижным соображениям иногда требовалось показать иностранному послу, что в столице находятся послы и других государств. Посла везли таким путем, чтобы у него сложилось хорошее впечатление о государстве, его богатстве, многолюдии. Когда в 1601 г. английский посол Р. Ли должен был проехать через Псков, туда приказано было собрать «всех детей боярских», живших в радиусе 20 верст от города. При въезде посла в столицу его встречал назначенный для этого боярин. После приветственной речи боярин предлагал послу следовать дальше на специально подготовленной лошади в богатом убранстве. На улицах стояли толпы нарядных горожан.