Как выбрать шаровые краны для воды

Когда в квартире, частном доме или ином здании возникает необходимость произвести ремонт, сделать замену или создать новую систему водопровода или отопления, появляется потребность в приобретении и монтаже разнообразных шаровых кранов. При этом должно соблюдаться условие, чтобы основные компоненты инженерных сантехнических систем в процессе эксплуатации были максимально надежными и качественными. Для решения такой задачи необходимо правильно организовать систему трубопроводов с применением качественных труб, а также соединительных и других элементов, в том числе и запорно-регулирующей арматуры, которая имеет очень важное значение. Так как от запорной арматуры зависит качественное перекрытие элементов всей трубопроводной системы и безопасность инженерных сетей в целом. Безусловно, кран нужно правильно выбрать: посмотрите здесь www.kronos-t.ru/, огромный ассортимент поможет это сделать!

Шаровые краны, как один из видов современной запорной арматуры, отлично выполняют задачу полного отключения элементов трубопроводов. Их универсальность дает возможность применения как в городских системах водоснабжения и отопления, так и для промышленных объектов, например, магистралей, в которых транспортируется природный газ и нефть. На сегодняшний день шаровые краны являются наиболее распространенным и эффективным видом запорной арматуры, поэтому они чаще используются в водопроводных системах, практически полностью заменяя такую арматуру, как клиновидные задвижки, конические или цилиндрические краны.

При выборе такого важного компонента, естественно возникает вопрос – как правильно подобрать качественный и надежный шаровой кран? В данной статье мы укажем необходимые рекомендации, позволяющие ответить на этот вопрос.

В современном мире шаровые краны получили широкое распространение для регулирования трубопроводных систем. Основным достоинством шаровых кранов, как запорно-регулирующей арматуры, является простота конструкции и надежность эксплуатации.

Основной элемент шарового крана, определяет непосредственно название запорной арматуры. Это подвижный и гладкий затвор сферической формы, по оси которого находится сквозное отверстие, позволяющее при открытии проходить транспортируемой жидкости. Абсолютно гладкая поверхность шарового затвора достигается в процессе алмазной полировки и последующим нанесением хромированного покрытия. В результате такой обработки исключается налипание инородных частиц и исключается закипание деталей шаровых кранов, значительно увеличивая срок эксплуатации.

Конструкция шаровых кранов появилась довольно давно, но из-за несовершенства технологий начала 20 века, производители не могли добиться полноценного перекрытия трубопроводных систем в следствие затрудненности плотного прилегания металлических поверхностей шарового затвора и седлами корпуса шарового крана. А с появлением таких материалов как фторопласт и термоустойчивый синтетический каучук, задача полного перекрытия потока была успешна решена, что привело к широкому применению шаровых кранов.

Очень просто устройство шарового крана можно представить следующим образом. Непосредственно в центральной части корпуса шарового крана расположен шаровый затвор (обычно сферической формы), который устанавливается между двумя уплотнительными кольцами, имеющими названия «седла». Сам же шаровый затвор крепится на поворотном штоке(шпинделе), благодаря которому от рукоятки передается усилие затвору. Благодаря такой простой конструкции шаровых кранов осуществляется высокая и надёжная герметичность, и что немаловажно – удобное управление с довольно малым временем, которое затрачивается на поворот, для полного закрытия или открытия прохода достаточно один раз повернуть шаровый затвор на 90°. В закрытом положении осевое отверстие в шаровом затворе расположено перпендикулярно оси корпуса крана и полностью перекрывает трубопровод. В открытом положении, когда шаровый затвор поворачивается, отверстие принимает положение по оси трубопровода, образовывая полностью свободный проход через корпус крана. Принципиально то, что такая конструкция шарового крана позволяет понять по положению его ручки – открыт он или закрыт.

Так как шаровые краны получили широкое распространение в качестве запорной арматуры, на рынке появилось огромное количество таких изделий. И подобрать качественный шаровый кран довольно непросто, учитывая то, что встречается большое количество низкокачественных кранов и существует немало подделок известных производителей. Поэтому есть необходимость уделить внимание основным характеристикам, которые определяют полноценное и длительное функционирование данных изделий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на материал корпуса шарового крана. При производстве качественных шаровых кранов применяется латунь марки CW617N. Так как латунь имеет немалую цену, производители для снижения себестоимости применяют цинково-алюминиевый сплав или силумин — сплав алюминия с кремнием. Эти материалы в отличие от латуни, основным компонентом которой является медь, довольно хрупкие, и применяются они в основном в автомобильной промышленности или производстве бытовой техники (например, для изготовления корпусов карбюраторов, мясорубок и т.д.). В случае применения шаровых кранов из материалов, не предусмотренных для применения в системах водоснабжения и отопления, они довольно быстро выходят из строя, обычно просто рассыпаясь.

Отличительной характеристикой кранов из латуни является вес, он значительно больше нежели у аналогов, в основе которых применяется алюминий. Единственное, краны необходимо сравнивать по весу желательно без ручки, так как многие производители устанавливают массивную стальную ручку для увеличения общего веса шаровых кранов. Также цвет силуминовых кранов – выраженный серебристый, и который не меняет свою окраску при окислении. Если немного снять поверхность покрытия из никеля на латунном шаровом кране, то латунь наблюдается по чуть приметной желтизне, которая через несколько дней окисляется до характерного «латунного» цвета. Лучше всего покупать шаровый кран, у которого внутренняя латунная поверхность не скрыта под никелированным покрытием каком-либо участке (обычно очень хорошо латунь видна на резьбовых соединениях с трубопроводом). Плюс многие известные производители на корпусе шарового крана указывают технические характеристики – давление (PN), условный проход (DN), и ставят свой фирменный знак.

Немаловажную роль имеет и сам запирающий элемент – шаровый затвор. Сферическая поверхность должна быть абсолютно гладкой и иметь блеск, как у зеркала. У качественных кранов шаровых затвор изготовлен из латуни, отполирован и покрыт специальным напылением, обычно – хромом. Хром значительно тверже никеля и прекрасно противостоит воздействию мелких шламовых частиц, исключая такие явления как налипание и закипание рабочих элементов. В шаровых кранах низкого качества шаровый затвор зачастую имеет мутный блеск, матовое покрытие или возможны незначительные дефекты на самом затворе. Дополнительно шаровый кран можно проверить магнитом, если имеет место притягивания магнита к шаровому затвору, это означает что он выполнен электротехнической стали. В системах водоснабжения такой материал не применяется так как очень быстро ржавеет и приходит в негодность. Латунь с магнитом не взаимодействует.

Сальниковый узел шарового крана предназначен для обеспечения герметичности в отношении к внешней среде. Конструктивные особенности сальниковых узлов могут быть различными по строению. На сегодняшний день одним из самых надежных и практичных конструкций является такая, при которой шток вставлен изнутри, а уплотнительное сальниковое кольцо (материалом которого служит тефлон) имеет высоту, составляющую не менее 40 % диаметра штока. Если шток шарового крана установлен снаружи, существует опасность того, что шток может быть выбит под действием давления рабочей среды. Сила, связанная с давлением среды в трубопроводе, стремится вытолкнуть шток из сальникового седла наружу. Когда шток закреплен изнутри, эту силу сдерживает буртик штока, который опирается на корпус крана. В случае крепления штока снаружи крана, всю силу выталкивающего воздействия воспринимает сальниковая гайка. Опасность заключается в том, что в результате воздействия вибрации и температурных перепадов гайка может самопроизвольно раскручиваться, ослабляя сальниковые уплотнители. Появляется течь, а при отсутствии контроля гайка теряет резьбовое сцепление, и при резком скачке давления шток просто будет выбит из крана. Выбирая шаровый кран, необходимо учесть, что неремонтопригодные сальниковые узлы служат до первой протечки по штоку, в результате шаровый кран необходимо заменить на новый. Лучше выбрать более дорогой, но ремонтопригодный шаровый кран, нежели постоянно менять недорогие шаровые краны, которые ремонту не подлежат.

Универсальность применения данной запорной арматуры способствовала появлению шаровых кранов различной конфигурации и назначения. Классификация шаровых кранов достаточно обширна, а в данной статье мы рассмотрим конструкции кранов в зависимости от диаметра проходного сечения и соответственно сопротивлению потока транспортируемой среды, и по крепежу шаровых кранов к трубопроводам.

В зависимости от диаметра пропускного прохода внутри изделия краны шаровые подразделяются на следующие виды:

Полнопроходные шаровые краны имеют диаметр отверстия в шаровом затворе, практически совпадающем с внутренним диаметром трубопровода, на котором кран устанавливается. При этом пропускная способность шарового крана достигает максимальных значений и составляет от 90 до 99% потока. Благодаря такой конструкции у полнопроходных шаровых кранов практически отсутствует гидравлическое сопротивление, и соответственно на трубопроводе сохраняется стабильное давление транспортируемой жидкости. Именно такой вид запорной арматуры целесообразно применять на трубопроводах с жидкостными средами, для поддержания производительности системы, в том числе и внутридомовых системах отопления и водоснабжения.

Стандартнопроходные шаровые краны – диаметр отверстия в шаровом затворе такой арматуры на один типоразмер меньше чем внутренний диаметр трубопровода, в результате пропускная способность шаровых кранов немного уменьшается и составляет от 70 до 90% потока. Такой вид запорной арматуры применяется там, где частичная потеря давления не имеет существенного значения. Например, бытовые шаровые краны для подключения различных сантехнических приборов.

Неполнопроходные шаровые краны (с зауженным проходом) имеют значительно уменьшенный проход по отношению к внутреннему диаметру трубопровода. Подобный тип конструкции шарового крана уменьшает пропускную способность до 40 – 70%, и соответственно увеличивается гидравлическое сопротивление всей системы. Такой вид шаровых кранов применяется в случаях, когда необходимо специально уменьшить давление потока транспортируемой среды.

Для того чтобы произвести монтаж шаровых кранов на трубопровод существует несколько видов крепления запорной арматуры:

Шаровые краны под приварку. При таком виде крепления применяется простая сварка. Обычно такой метод применяется на трубопроводах малого диаметра, либо в труднодоступных местах где монтаж очень затруднен. Для такого вида крепления необходима привлекать квалифицированного специалиста – сварщика.

Фланцевые шаровые краны. Второй вид крепления подразумевает применение металлических фланцев. Этот вид крепления шаровых кранов используют на магистральных трубопроводах начиная с диаметра 2″(Ду 50) и большими диаметрами до 250 миллиметров. В случае фланцевого соединения монтаж или замена шарового крана производиться без сложностей, достаточно иметь в наличии расходные материалы – шпильки или болты с гайками, прокладки из паронита или специальной резины. Применение фланцевых кранов широко распространено во многих промышленных отраслях.

Муфтовые шаровые краны нашли очень широкое применение для инженерных внутридомовых систем отопления и водоснабжения. Благодаря имеющейся внутренней трубной резьбе, муфтовые шаровые краны позволяют легко произвести монтаж на трубопроводах, при этом не требуется специальной квалификации. Такая запорная арматура применяется для установки на трубопроводах с небольшим диаметром – до 50 мм, обычно такие шаровые краны представлены трубными диметрами от 1/2″ до 2″.